Один день Ивана Борисовича

Сашка неподвижно сидел за письменным столом и тупо глядел на пустой тетрадный лист. Он занимался этим уже неделю. Конец четверти неумолимо приближался, а сочинение не продвинулось ни на строчку. Ну и задала задачку литераторша!

— Чего страдаешь? — подошёл отец.

— Сочинение пишу, — мрачно ответил Сашка.

— Как-то у тебя не очень получается, — хмыкнул отец. — Кажется, это называется «боязнь чистого листа».

— При чём тут боязнь?! — взорвался Сашка. — Я тупо не знаю, чего писать! Вот ты можешь мне рассказать — какая жизнь была в Советском Союзе?

Один день Ивана Борисовича

— Так вам про это сочинение задали? — отец задумался. — Вообще-то когда Союз развалился, я был младше, чем ты сейчас. Какая жизнь была? Да обычная — солнышко светило, трамваи ездили…

— А всякие там Гулаги и НКВД? — с надеждой спросил сын. — Ну или война в крайнем случае? Или мне что — про солнышко и трамваи писать?

— Какая ещё война? В Афганистане?

— Да нет же, с немцами!

Отец озадаченно почесал затылок.

— Какая-то у тебя каша в голове! Мы в пятнадцать лет умнее были.

Сашка обиженно засопел.

— Спасибо за помощь!

— Хватит дуться! Какой вопрос, такой ответ, — и, чуть подумав, отец предложил. — А ты у деда спроси, уж он-то Советский Союз должен помнить.

— Точно! — обрадовался Сашка. — Как я раньше не догадался! В выходные к нему съезжу.

* * *

Дед появлению внука обрадовался, но всё же поинтересовался:

— Чего это вдруг заявился? Вы обычно на Новый год да на дни рождения приезжаете.

Сашка сразу приступил к делу.

— Дед, мне в школе задали написать сочинение про Советский Союз, а я не знаю, что там писать. Ты мог бы мне рассказать, как всё на самом деле было?

— А что же я тебе могу такого секретного рассказать?

Сашка замялся.

— Ну не знаю. Биографию свою расскажи.

Дед отодвинул чашку с горячим чаем.

— Значит, записывай. Я, Иван Борисович, пятьдесят пятого года рождения…

— Нет, дед, так не пойдёт! — остановил его Сашка. — Ты лучше про войну расскажи.

— Так война за десять лет до моего рождения закончилась!

— Ну тогда про стройки социализма. Про то, как канал строили.

— Не, Сашка, я каналы не строил, — дед скромно улыбнулся, погружаясь в воспоминания. — А вот БАМ строил, да! Мы тогда как раз четвёртый курс закончили, и летом наш отряд поехал на БАМ, одним из первых.

Глаза у Сашки загорелись, он весь подался вперёд.

— Под конвоем, да? — спросил он, но дед не расслышал, а продолжил вспоминать.

— Значит, приехали мы, а там чистое поле. Ну то есть не поле, а тайга. Первым делом лагерь себе построили — бараки, столовую, баню.

— И вышки караульные? — подсказал внук, но Иван Борисович не обратил на него внимания, весь поглощённый воспоминаниями.

— Половина отряда лагерь строили, а вторая половина уже на дороге работала — трассу расчищали, деревья валили и вывозили. От рассвета до заката работали. Утром в рынду звонят… Знаешь, что такое рында?

И, не дождавшись от внука ответа, продолжил.

— Утром чуть ли не заморозки, а днём жара, и мошка одолевает. Но как-то легко всё переносили, молодые были. Днём наломаешься, а вечером в лагере танцы, а потом ещё гуляли почти до рассвета. Потом поспишь пару часов, и снова на трассу. Да… Вот там я с твоей бабушкой и познакомился.

Сашка недоверчиво поглядел на него, а дед позвал:

— Светлана! Где ты там?

Из кухни выглянула бабушка.

— Вань, чего тебе? — недовольно спросила она. — У меня сейчас пироги сгорят.

— Вот тут Сашка интересуется, как мы с тобой познакомились, — Иван Борисович кивнул на внука. — А ты помнишь?

— Помню, конечно! — улыбнулась бабушка. — Как ты на спор за кедровыми шишками лазил.

— Не, не, погодите! — замахал руками Сашка. — То есть вы добровольно поехали в Сибирь строить железную дорогу?

Дед усмехнулся.

— Там ещё конкурс был, кого попало не посылали! Так что я тебе ещё на два сочинения тут наговорю. Светлана, у тебя пироги готовы? — обратился он к бабушке. — А то у нас тут долгий разговор намечается.

* * *

Через неделю учительница литературы объявляла оценки за сочинения. Наконец дошла очередь и до Сашки.

— Семёнов — «два»! Саша, я от тебя такого не ожидала!

— А почему сразу «два»?! — вскочил Сашка. — Чего не так-то?

— Ты помнишь, какая тема сочинения была задана? — терпеливо спросила учительница.

— Конечно, помню! — с вызовом ответил Сашка. — Про жизнь в Советском Союзе.

— На примере произведений Александра Исаевича Солженицына, — напомнила учительница. — А ты даже не потрудился прочесть книги своего тёзки. Вот посмотри, как ты назвал своё сочинение.

Она раскрыла его тетрадь.

— «Один день Ивана Борисовича». Разве книга так называется?

— Иван Борисович — это мой дед! — обиженно заявил Сашка. — И я ему верю больше, чем вашему Солженицыну!

— Семёнов, перестань тут из себя диссидента строить! — повысила голос учительница. — Есть школьная программа, она утверждена министерством. Поэтому возьми свою тетрадь и к следующему уроку перепиши.

— А я вам чистый листок сдам, — ухмыльнулся Сашка.

— Это почему? — удивилась учительница.

— А потому что и так всё ясно! Вы же сами меня диссидентом назвали!

— Семёнов, не срывай мне урок! — учительница села за стол, раскрыла классный журнал и пробормотала под нос. — Навыдумывали учебную программу, тоже мне! Страна с непредсказуемым прошлым! Что же они, детей за дураков считают?

Дмитрий Леонов

Ссылка на основную публикацию